Основы правовой информатики

Значение изучения информационных процессов в юридических исследованиях


Процесс правового воздействия на общественные отношения представляется возможным рассматривать как реализацию совокупности информационно-значимых функций:

1) постановки целей регулирования в области права (естественно происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта управления - общественных отношений);

2) получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки (в соответствии с поставленными целями собирается, систематизируется, анализируется информация о состоянии общественных отношений в наиболее полном виде);

3) принятия определенного юридического решения (создание новой правовой информации);

4) передачи и использования социально-правовой информации.

Таким образом, все стадии процесса правового воздействия суть информационные процессы. И при их изучении, планировании и проведении необходимо использовать весь тот опыт, который накопили информатика и правовая информатика.

Изучение информационных процессов важно как самостоятельное исследование и с целью определения тех информационных правоотношений, которые на основе этих процессов формируются.

Даже простое перечисление существующих информационных процессов дается законодательством неоднозначно.

Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В Законе об информации информационные процессы определены как процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

В Федеральном законе от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"*(47) под информационными процессами понимаются процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

----------------------------------T-------------------------------------¬

¦                                 ¦            Определение              ¦




¦            Источник             ¦           информационных            ¦

¦                                 ¦             процессов               ¦

+---------------------------------+-------------------------------------+

¦                                 ¦          Каждый имеет право         ¦

¦   п. 4 ст. 29 Конституции  РФ   ¦       свободно        искать,       ¦

¦                                 ¦       получать,   передавать,       ¦

¦                                 ¦       производить           и       ¦

¦                                 ¦       распространять                ¦

¦                                 ¦       информацию        любым       ¦

¦                                 ¦          законным способом.         ¦

+---------------------------------+-------------------------------------+

¦                                 ¦            Информационные           ¦

¦   ст. 2  Закона об информации   ¦       процессы - это процессы       ¦

¦                                 ¦       сбора,       обработки,       ¦

¦                                 ¦       накопления,   хранения,       ¦

¦                                 ¦       поиска                и       ¦

¦                                 ¦            распространения          ¦

¦                                 ¦              информации.            ¦

+---------------------------------+-------------------------------------+

¦   ст. 2   Федерального закона   ¦            Информационные           ¦

¦   "Об участии в международном   ¦       процессы - это процессы       ¦

¦      информационном обмене"     ¦       создания,        сбора,       ¦

¦                                 ¦       обработки,  накопления,       ¦

¦                                 ¦       хранения,       поиска,       ¦

¦                                 ¦       распространения       и       ¦

¦                                 ¦       потребления информации.       ¦

L---------------------------------+--------------------------------------

Анализ этих определений свидетельствует, что в законодательстве (да и в научной литературе) отсутствует системность в понятийном аппарате информационного права - понятия информационных процессов в различных нормативных актах не соотносятся друг с другом. Следовательно, необходимо их упорядочивание.


Содержание раздела