Значение изучения информационных процессов в юридических исследованиях
Процесс правового воздействия на общественные отношения представляется возможным рассматривать как реализацию совокупности информационно-значимых функций:
1) постановки целей регулирования в области права (естественно происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта управления - общественных отношений);
2) получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки (в соответствии с поставленными целями собирается, систематизируется, анализируется информация о состоянии общественных отношений в наиболее полном виде);
3) принятия определенного юридического решения (создание новой правовой информации);
4) передачи и использования социально-правовой информации.
Таким образом, все стадии процесса правового воздействия суть информационные процессы. И при их изучении, планировании и проведении необходимо использовать весь тот опыт, который накопили информатика и правовая информатика.
Изучение информационных процессов важно как самостоятельное исследование и с целью определения тех информационных правоотношений, которые на основе этих процессов формируются.
Даже простое перечисление существующих информационных процессов дается законодательством неоднозначно.
Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В Законе об информации информационные процессы определены как процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
В Федеральном законе от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"*(47) под информационными процессами понимаются процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
----------------------------------T-------------------------------------¬
¦ ¦ Определение ¦
¦ Источник ¦ информационных ¦
¦ ¦ процессов ¦
+---------------------------------+-------------------------------------+
¦ ¦ Каждый имеет право ¦
¦ п. 4 ст. 29 Конституции РФ ¦ свободно искать, ¦
¦ ¦ получать, передавать, ¦
¦ ¦ производить и ¦
¦ ¦ распространять ¦
¦ ¦ информацию любым ¦
¦ ¦ законным способом. ¦
+---------------------------------+-------------------------------------+
¦ ¦ Информационные ¦
¦ ст. 2 Закона об информации ¦ процессы - это процессы ¦
¦ ¦ сбора, обработки, ¦
¦ ¦ накопления, хранения, ¦
¦ ¦ поиска и ¦
¦ ¦ распространения ¦
¦ ¦ информации. ¦
+---------------------------------+-------------------------------------+
¦ ст. 2 Федерального закона ¦ Информационные ¦
¦ "Об участии в международном ¦ процессы - это процессы ¦
¦ информационном обмене" ¦ создания, сбора, ¦
¦ ¦ обработки, накопления, ¦
¦ ¦ хранения, поиска, ¦
¦ ¦ распространения и ¦
¦ ¦ потребления информации. ¦
L---------------------------------+--------------------------------------
Анализ этих определений свидетельствует, что в законодательстве (да и в научной литературе) отсутствует системность в понятийном аппарате информационного права - понятия информационных процессов в различных нормативных актах не соотносятся друг с другом. Следовательно, необходимо их упорядочивание.